Каждая вещь интересна по-своему. Любое материальное или информационное проявление на земле имеет свое предназначение. Некоторые вещи живут долго и могут впитать целые эпохи, другие живут мгновение и все равно оставляют какую-то частичку после себя. И абсолютно все вещи имеют свою историю. Историю идеи, историю ее воплощения, историю определенного смысла, которые они несут. Каждая вещь имеет свое место рождения, свою маленькую или большую родину. Свою уникальную историю имеют и монеты. Нумизматика России полна прекрасных тайн и тонких секретов, которые сохранило время.
Определить место рождения монеты бывает достаточно непросто, порой гораздо легче с лету определить ее «национальность». Секрет этого заключается в том, что некоторые денежные дворы не имеют своего «национального» производства. Хотя опытному человеку всегда достаточно одного взгляда на монету, чтобы проникнуть под завесу такой тайны и докопаться до истины. Взяв две практически одинаковые олимпийские серебряные десятирублевые монеты 1977 года с панорамой Московского кремля, что можно сказать о них? Подойдя к процессу изучения монет с тщательностью и знанием дела, можно увидеть небольшую разницу между этими монетами. Если приглядеться, то на поле монет внизу справа недалеко от Кремлевской стены можно увидеть небольшую монограмму. Сравнив указанные места, даже непрофессиональный любитель увидит различие – в одном случае это будет монограмма «ЛМД», а в другом – «ММД». Нумизматика хорошо знает эти сочетания букв: Ленинградский монетный двор и монеты Московского монетного двора. Эти буквы – своеобразный торговый знак этих знатных денежных предприятий. Московский монетный двор находится в столице нашей страны, и его главная функция – это процесс выпуска госнаград, а также чеканка памятных монет. Если мы углубимся в детали, то нумизматика монеты подскажет, что если последовать старинному манеру, то было бы правильно называть такую монету московской. На Руси монеты традиционно делились на московки и новгородки – естественно, по их месту рождения. Дореволюционная Россия знавала монеты более двадцати денежных предприятий. Но нумизматика России питала слабость к самому главному предприятию страны. Именно оно делало знаменитую петровскую денежную реформу и проработало около ста лет, помечая монеты литерами «КД» и «ММД» (Московский монетный двор). Это предприятие носило гордое название Красный двор, располагалось оно недалеко от стены Китай-города. Вторым по значимости монетным двором было предприятие, располагавшееся в Замосковоречье, в Кадашевской слободе. Основными ее жителями являлись ремесленники, которые специализировались на производстве скатертей, полотен, салфеток, а также остальных так называемых «хамовных» изделий. Сам же район также получил название Хамовники. Сей Московский монетный двор на Руси называли по-разному – кто Хамовным, кто Кадашевским, кто Замоскворецким. Российская нумизматика монеты, производимые в Хамовниках, запомнила выпусками с 1701 года по 1736 год. Литеры МД, МДЗ, либо М, а в случае с пятаками так и просто ММ, знала вся торговая Русь и промышленный народ. Денежные предприятия тех времен считались заправскими и передовыми в аспекте трудового процесса, технологии, организации производственного процесса. Монетное производство находилось под пристальным вниманием царских надзорных людей, и сил им приходилось тратить немало, ибо даже по меркам прошлого эти производства были достаточно крупными.
Согласно Росписному списку от 1638 года, на Московском монетном дворе было порядка тридцати шести мастеров денежного дела, а если посчитать и всех подмастерьев, то нумизматика России находилась в руках порядка пятисот человек. Штат денежного предприятия состоял из чеканщика, подметчика, резальщика, отжигальщика, тянульщика. Стать мастером этих дел и быть принятым на фабрику было делом не из легких. «Отдел кадров» работал с большим пристрастием: сперва приносилась присяга, гласящая, что нанимаемый не собирается красть серебро, подмешивать олово и медь, не будет воровать, заниматься подделкой чеканы и производить фальшивку. После этого новоиспеченные работники Московского монетного двора попадали под строжайший присмотр, который заключался в их детальном осмотре при уходе с рабочего места. Главным на такой фабрике были дьяк и дворянин, назначенные на эту службу самим царем. Техническая часть целиком и полностью ложилась на голову из купцов, а также целовальника, человека который давал присягу и целовал крест, подтверждая тем самым готовность работать по-Божьи, то есть честно, не воруя. Голова с целовальником занимались приемкой металла, затем выдавали его мастерам и получали от них готовую продукция в виде монет Московского монетного двора. Во избежание искушения эти должности были в сели только один год, после чего менялись на других людей. Настоящие коллекционеры монет прекрасно осознают, что нумизматика цены не соответствует реальному эквиваленту стоимости монеты в ее время, но ее историческая и нумизматическая ценность оправдывает сегодняшние шестизначные цены монет.